Версия для слабовидящих

Доклад Министра труда на совещании с Президентом

10.10.2021
   Доклад Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова на совещании с Президентом о мерах поддержки молодёжной занятости 05 октября 2021. 

Уважаемый Владимир Владимирович! 
По Вашему поручению Минтрудом совместно с заинтересованными ведомствами, Агентством стратегических инициатив, WorldSkills Россия, экспертами разработана программа содействия молодёжной занятости до 2030 года. 
Владимир Владимирович, вначале несколько слов о ситуации на рынке труда. 
По данным Росстата, в августе насчитывалось 72,3 миллиона занятых россиян, что почти на 400 тысяч выше допандемических показателей. Уровень безработицы по методологии Международной организации труда снизился и составил 4,4 процента. 
Восстановлению занятости способствовали меры по экономической поддержке предприятий, направленные на сохранение трудовых коллективов, федеральные программы обучения и субсидирования найма, а также региональные программы по содействию занятости. Кроме того, особо отметил бы, что наблюдается тенденция замещения российскими гражданами вакансий, на которые прежде привлекались иностранные работники. С учётом этих факторов в региональном разрезе ситуация следующая. 
51 субъект Российской Федерации уже достиг или превысил допандемические уровни занятости, в 24 регионах занятость достигла уровня 98–99 процентов от допандемических уровней, в 10 субъектах численность занятых пока более чем на 2 процентных пункта отстаёт от допандемических показателей. 
На сегодняшний день, по состоянию на 3 октября, зарегистрировано в центрах занятости менее 880 тысяч безработных граждан, при этом в динамике за последние два года необходимо отметить, что каждый четвёртый зарегистрированный безработный – моложе 30 лет. Это ещё раз доказывает необходимость разработки отдельной программы молодёжной занятости. По данным Росстата, к началу 2021 года в России 22,6 миллиона граждан в возрасте от 15 до 30 лет, из них 1,5 миллиона граждан являются безработными, а порядка 2,8 миллиона человек работают официально. 
Низкий уровень вовлечённости молодёжи в экономику – это проблема, с которой на определённом этапе столкнулись многие развитые страны. Международная организация труда обращает особое внимание на эту возрастную категорию, а именно – от 15 до 25 лет, это период формирования долгосрочных трудовых установок, время профессиональных проб и устройства на первую постоянную работу. В этой возрастной категории уровень занятости составляет около 27 процентов, притом что в Соединённых Штатах Америки этот показатель соответствует уровню 46 процентов, в Германии – 48 процентов, а в еврозоне в целом – более 32 процентов. В странах с высоким уровнем молодёжной занятости действуют системные меры поддержки трудоустройства молодёжи. Мы проанализировали опыт Германии, Франции, Великобритании, США, Бельгии и других стран. В них действуют такие меры, как субсидирование найма, производственное обучение, раннее профориентирование, программа трудовой мобильности для отдельных профессий. 
Разработанная программа содействия молодёжной занятости сформирована на основе, как я уже сказал, международного опыта, потребностей рынка труда России до 2030 года и опыта восстановления занятости после кризиса на рынке труда 2020 года. Условно программа делится на четыре основных направления. 
Первое направление программы – это формирование эффективных карьерных траекторий молодых людей. Отмечу, что в рамках этого направления предлагается создать публичную биржу навыков совместно с Национальным агентством развития квалификаций, совместно с WorldSkills Россия. И на портале работы в России мы сейчас уже оцифровали базы вакансий по всей стране, планируем доработать систему, чтобы публично предоставлять сведения о том, какие конкретно навыки работодатели ждут от соискателей, как меняются эти требования с течением времени, сколько стоят на рынке те или иные компетенции. 
Следующее мероприятие – это расширение программы по профориентированию. Агентство стратегических инициатив в пилотном режиме ведёт работу по раннему профориентированию, это промышленный туризм, знакомство с работой различных организаций. Совместно с Минпросвещения, Росмолодёжью и Ростуризмом предлагаем масштабировать этот опыт. Такая практика позволит молодым людям выйти за рамки профессионального опыта семьи и лучше понимать современные условия труда в различных сферах. 
Ещё одна мера в этом блоке – это упрощение найма подростков. На сегодняшний день развитие цифровых технологий и креативных индустрий позволяет совсем молодым ребятам зарабатывать на своих увлечениях: писать программные продукты, фотографировать, вести блоги, выполнять заказы в области дизайна или графики. И мы предлагаем для подобной работы упростить наём подростков, это запрос родительской общественности. Для этого потребуются изменения в законодательство, и их внесение позволит подросткам подрабатывать в свободное от учёбы время, монетизировать свои навыки и развивать деловые качества, которые в перспективе могут им потребоваться для трудоустройства в будущем. 
В общей сложности различными профориентационными мероприятиями за три года мы планируем охватить 5 миллионов молодых людей и обеспечить подработку для 500 тысяч подростков ежегодно. 
Второе направление программы молодёжной занятости – это усиление практических навыков у студентов. Это, во-первых, развитие предпринимательских компетенций. Трудовые установки молодых людей на сегодняшний день показывают, что почти половина из них хотела бы работать на себя. Поэтому по предложению АСИ предлагается открыть обучение предпринимательским компетенциям по выбору учащегося вне зависимости от основного направления обучения. 
Во-вторых, развитие прикладных компетенций. Предлагается максимально расширить возможности для получения реального опыта во время производственной практики. Мы провели анализ трудоустройства по прикладным специальностям с WorldSkills Россия. Предлагаем установить обязанность учебных заведений обеспечивать всех студентов местом для практики. При этом у молодых людей сохранится возможность устраиваться на практику по специальности самостоятельно. Но для контроля за качеством прохождения планируется доработать специальный модуль на портале «Работа в России», то есть он также позволит оформлять документы, связанные с прохождением практики в режиме онлайн. 
В-третьих, мы предлагаем изменить подход к формированию контрольных цифр приёма. Мы подробно проработали этот вопрос с нашими коллегами из Министерства науки и высшего образования и Министерства просвещения, предлагается учитывать при распределении контрольных цифр приёма на бюджетные места перспективную потребность рынка труда. Молодые люди, которые учатся за счёт бюджета, справедливо ожидают востребованности в экономике после завершения обучения. Также предлагаем к следующей приёмной кампании обеспечить публичный доступ к рейтингу образовательных программ по эффективности трудоустройства выпускников. Это позволит родителям и абитуриентам выбирать направления обучения с учётом перспектив на рынке труда. 
Уже сегодня результаты мониторинга становятся основой для управленческих решений. Так, Миннауки расширило перечень показателей эффективности ректоров вузов, в ТОП-5 ключевых индикаторов включён показатель трудоустройства выпускников, также результаты трудоустройства выпускников и уровень их заработной платы учитываются при распределении контрольных цифр приёма на бюджетные места. Предлагается распространить эту практику и на среднее профессиональное образование. И здесь бы я хотел обратить Ваше внимание, Владимир Владимирович: мы предлагаем передать полномочия по установлению контрольных цифр приёма в этих учреждениях на федеральный уровень. 
Третье направление программы молодёжной занятости – это создание условий для совмещения образования и трудовой или предпринимательской деятельности. Основные мероприятия этого блока – это поддержка предпринимательских инициатив, упрощение работы во время учёбы и использование волонтёрской деятельности в качестве опыта первой работы. Мероприятия этого блока позволят охватить до 100 тысяч студентов ежегодно. 
Четвёртое, заключительное направление программы – снижение молодёжной безработицы. Это, во-первых, субсидирование трудоустройства молодёжи. Это мероприятие внесено в программу по предложению регионов и наших социальных партнёров. Оно охватит такие категории соискателей, как молодые люди, которые в силу жизненных обстоятельств не завершили обучение в колледжах или вузах, выпускники, которые за полгода после завершения вуза или колледжа не устроились на работу, и молодые люди с инвалидностью вне зависимости от наличия профессионального образования. 
Второе мероприятие в этом блоке – это обучение незанятой молодёжи. На сегодняшний день свыше 50 процентов зарегистрированных в центрах занятости безработных граждан не имеют высшего и среднего специального образования. В прошлом году и в этом году с учётом стоявшей перед нами работы и целей по быстрому восстановлению занятости мы предлагали соискателям короткие учебные программы. Сейчас мы предлагаем расширить спектр программ, включив более длительные образовательные модули, что позволит молодым людям, не имеющим профессии, найти своё место на рынке труда, и здесь обучением планируется охватить около 20 тысяч ребят ежегодно. 
Третье направление в этом блоке – это содействие трудовой мобильности. Ежегодно предлагается обеспечить переезд не менее 2 тысяч молодых специалистов из трудоизбыточных регионов в трудодефицитные субъекты. Прорабатываются изменения в закон о занятости, которые должны упростить участие работодателя в программах трудовой мобильности. Это позволит формировать привлекательные условия для молодых людей за пределами регионов проживания. 
Всего мероприятия четвёртого направления программы позволят трудоустраивать 190 тысяч молодых людей ежегодно. 

Уважаемый Владимир Владимирович! 
Программа согласована всеми заинтересованными ведомствами, включая Министерство финансов. К 2030 году она позволит почти на четверть увеличить вовлечённость молодёжи в экономику. Прошу поддержать предлагаемую программу содействия молодёжной занятости.